Закон о трудовой пенсии в случае инвалидности и процедура получения

Не хочу читать! Нужна консультация

В жизни бывают различные ситуации, когда человек, в результате болезни, утрачивает свое здоровье, и наступает ограничение деятельности, связанное с физическими или умственными расстройствами.

В результате гражданину присваивается определенная группа инвалидности. Из-за того, что нет возможности заниматься рабочей деятельностью в полную силу, лицам, утратившим трудоспособность, начисляется фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Расчет такой трудовой пенсии напрямую зависит от группы. Она назначается по результатам специальной медицинской комиссии.

Закон 166 о трудовой пенсии по инвалидности

Законодательством РФ был разработан специальный Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года, в котором подробно представлена информация о порядке выплаты трудовой пенсии по инвалидности и расчет ее минимального размера. В ФЗ несколько раз вносились поправки, и последние изменения произошли в 2013 году. То, что поменялось, рассмотрим подробнее ниже.

Граждане, имеющие инвалидность, могут получать не только трудовую пенсию, но и выплату, положенную государственным пенсионным обеспечением, об этом сказано в государственном законе за №166 от 15.12.01 «О пенсионном обеспечении в РФ».

Назначить выплату могут только в случае подачи заявления. Это означает, что начисление будет производиться только по письменному обращению и предоставлению всех документов в Пенсионный Фонд (ПФ) России.

Основное понятие

Начисление суммы выплаты предусмотрено в Законодательстве РФ и не зависит от продолжительности рабочего стажа инвалида для назначения трудовой пенсии, количества лет и времени установления недееспособности. Также денежную компенсацию назначают независимо от продолжения профессиональной занятостью.

Основанием для расчета является заключение экспертов медико-социальной комиссии, которые устанавливают наличие у гражданина факта нетрудоспособности и присваивают соответствующую заболеванию группу.

Основное условие для получения денежной выплаты:

  • наличие у лица установленной нетрудоспособности;
  • имеющийся страховой стаж;
  • продолжительность;
  • причины возникновения, повлекшие в результате ограничения по здоровью.
Обратите внимание. Если будет доказано, что гражданин получил нетрудоспособность в результате причинения умышленного вреда собственному здоровью, повлекшее ухудшение физического или психического состояния – медкомиссия вправе отказать в получении группы.

Основные отличия пенсии от других видов

Выплата назначается лицам, достигшим престарелого возраста или гражданам несовершеннолетнего возраста, которые либо не имеют трудового стажа, либо не имеют возможности оформить трудовую компенсацию. Граждане, чей рабочий стаж не превышает пяти лет, имеют право получать ежемесячную сумму по нетрудоспособности, состоящую из одной базовой части. Остальная категория населения, имеющая группу, получает пенсию по инвалидности и трудовую пенсию одновременно.

Получить страховую компенсацию по нетрудоспособности имеют право:

  • нетрудоспособные лица, не работающие на момент подачи заявления;
  • несовершеннолетние дети, имеющие установленную группу нетрудоспособности.

Подать документы можно в местное управление ПФ РФ либо в один из отделов МФЦ (многофункциального центра по приему документов). У граждан, у которых наступил пенсионный возраст, но они не имеют возможности подать документы, ПФ обязан принять комплект бумаг по почте или через официального представителя. Лица, получающие пособие по инвалидности, но также вступившие в пенсионный возраст, должны подать документы для перерасчета.

Перечень документов, необходимых для получения

При оформлении бумаг, помимо основного пакета, в состав обязательно должно входить медицинское заключение комиссии о присвоении группы инвалидности. В ПФ подаются:

  • удостоверение личности (паспорт плюс ксерокопии главных страниц);
  • заявление;
  • копия и оригинал трудовой книжки;
  • СНИЛС (номер счета – нужен для проверки и подтверждения трудового стажа);
  • заключение МЭК.

В зависимости от региона, иногда могут потребоваться дополнительные справки или выписки, например:

  • информация о средней зарплате за пятилетний срок, если заявитель подает документ после 2002 года;
  • подтверждение изменения фамилии;
  • документы об имеющихся на иждивении родственниках.

Процедура оформления

Основным условием для начисления компенсации по нетрудоспособности, как было сказано выше, является подтверждение заключения медицинской комиссии. После получения на руки необходимо доставить справку в десятидневный срок в местное отделение ПФ.

Выделим несколько основных понятий трудовой пенсии по инвалидности, которые необходимо знать, прежде чем обращаться в ПФ:

  • за компенсацией по нетрудоспособности нужно обращаться в подразделение ПФ по месту регистрации гражданина (по прописанному или фактическому адресу);
  • назначение размера пенсии по инвалидности происходит в день обращения, но если лицо обратится в ПФ не позднее трех месяцев со дня установления медицинской комиссией нетрудоспособности;
  • сроком обращения считается время (день) принятия заявления;
  • выплата назначается на срок, установленный в медицинском заключении, для граждан, достигших возраста выхода на пенсию, – пожизненно;
  • граждане, достигшие пенсионного возраста, а также несовершеннолетние дети-инвалиды имеют право на получение в аптеках бесплатных лекарств (по утвержденному списку медпрепаратов).

Вывод

Начисление пенсии по инвалидности происходит непосредственно после написания заявления гражданином. Вместе с письменным обращением подаются остальные бумаги, обязательно нужно представить выписки о зарплате и копии с трудовой книжки.

Не нашли ответа? Бесплатная консультация
Пенсиолог
Топ-5 статей сайта