Дефляция

Дефляция – это ситуация в экономике страны, когда происходит снижение общего уровня цен. Не сложно догадаться, что это явление обратно инфляции, когда цены наоборот растут.

Термин

Термин «дефляция» встречается не так часто в русскоязычном медиапростанстве. Деловые издания на русском языке и русскоязычные эксперты очень редко применяют термин «дефляция». Это объясняется тем, что дефляция – это экономический процесс, который наблюдается в ограниченном количестве развитых экономик мира. Чаще всего дефляционные процессы описываются в контексте американской и японской экономик, реже – экономик Евросоюза. Что же такое дефляция?

С точки зрения простого обывателя может показаться, что дефляция играет положительную роль в экономическом развитии. Цены снижаются, значит, это хорошо для покупателей, которыми все мы являемся. Но в реальности все устроено совсем иначе. Оптимальным состоянием экономики в условиях современного мира является ситуация, когда наблюдается стабильная и невысокая инфляция в пределах 2-5% процентов. Высокая и непредсказуемая инфляция и даже небольшая дефляция, наоборот, несут непоправимый вред для производства, потребления и инвестиций.

С высокой инфляцией все понятно:

  1. Замедляется экономический рост;
  2. В условиях высокой неопределенности компании избегают долгосрочных инвестиционных вложений;
  3. Это приводит к сокращению рабочих мест и снижению доходов населения;
  4. Сбережения и доходы населения быстро обесцениваются, что приводит к снижению общего благосостояния;

Падение цен

Но как может падение цен в экономике привести к кризису и негативным последствиям?

Снижение общего уровня цен означает, что сбережения населения дорожают. Это снижает стимулы хозяйствующих субъектов тратить деньги. В самом деле, зачем много тратить, если через год «деньги под матрасом» будут стоить дороже сами по себе, а товары станут дешевле? Потребители откладывают покупки и предпочитают больше сберегать. Все оборачивается проблемами для производства. Снижение совокупного спроса приводит к сокращению объемов производства и увольнениям работников.

Возникает риск закручивания «дефляционной спирали»:

  1. Падает спрос из-за ожидания уменьшения цен.
  2. Потребительский сектор меньше тратит через механизм отложенных покупок.
  3. Нарушается равновесие: совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.
  4. Снижается общий уровень цен. Действует базовый закон спроса и предложения.
  5. Предприятия сокращают производства. А некоторые, менее конкурентоспособные, и вовсе уходят с рынка.
  6. Уменьшение производства и сокращения персонала приводят к росту безработицы.
  7. Оставшиеся без работы люди остаются без дохода. Следовательно, спрос сокращается еще сильнее.
  8. Цены в экономике уменьшаются еще сильнее.
  9. Инвестиционная активность бизнеса падает, так как в условиях кризиса и падения доходов банки перестают кредитовать предприятия.
  10. Стимулы населения к сбережению и накоплению преодолевают стимулы к потреблению. Преобладают мысли: «зачем покупать сегодня, если завтра будет дешевле?» и «зачем тратить все деньги сейчас, если завтра меня могут уволить?».
  11. Цикл повторяется. Петля затягивается. Кризис усугубляется.

Дефляция в мире

Дефляционные процессы в современном мире встречаются намного реже, чем инфляционные. Но так было не всегда. Например, до 20 века экономика Соединенных Штатов сталкивалась с периодами дефляции каждое десятилетие. Особенно сильные периоды снижения общего уровня цен совпадали с серьезными социально-экономическими потрясениями. Например, по окончании Гражданской войны дефляция в Штатах измерялась двузначными цифрами.

Ярко дефляция проявила себя в период Великой депрессии. В конце 20-х годов прошлого века США переживали самый сильный экономический кризис в своей истории, последствия которого оставили большую часть населения без работы, а предприятия – без выручки.

В последние два десятилетия с дефляцией сталкивались многие государства. Среди них Греция, Латвия, Сингапур. Но самый яркий пример устойчивой, стабильной и разрушающей дефляции – это Япония.

Проблемы с падением цен у японцев начали проявляться в 90-х годах. Но в наиболее интенсивную фазу дефляционное давление перешло с начала 2000-х и продолжалось вплоть до 2015 года. Об окончательной победе над дефляцией японское правительство заявило в 2015 году. Победить удалось за счет ослабления национальной валюты и перехода ключевой ставки Центрального банка к отрицательным значениям. Но пока «победа» не выглядит так убедительно – стабильной, невысокой и устойчивой инфляции властям добиться пока не удается.

Дефляция и инвестор. Чего ожидать?

Дефляция является негативным экономическим процессом для экономики и государства в целом. Но для инвестора период снижения общего уровня цен может стать как потрясающей возможностью, так и смертельной опасностью. Нужно понимать, что дефляция часто идет рука об руку с серьезными экономическими кризисами.

Например, масштабное падение цен и падение платежеспособного спроса было характерно для «Великой депрессии» в конце 20-х годов в США. Американская экономика в послевоенный период находилась на этапе мощнейшего роста. Экономический бум привел к тому, что рынки росли быстрыми темпами, а инвесторы за несколько лет сколачивали целые состояния на бычьем рынке. Но так не могло продолжаться вечно. И фаза роста сменилась фазой падения в 1929 году. Этот период вошел в историю в качестве самого сильного экономического кризиса в современной истории человечества. Чем это обернулось для экономики? Тотальным разрушением и хаосом – люди остались без работы и денег к существованию, предприятия закрывались, росло социальное напряжение.

Но чем это обернулось для инвесторов? Здесь все немного сложнее. Экономический кризис ознаменовался беспрецедентным биржевым крахом. Кто еще вчера был миллионером, в одночасье превращались в банкротов. Правда, кое-кто сумел выиграть на фоне всеобщего краха.

Во-первых, заработали состояния трейдеры, которые шортили рынок, предвидя падение. Например, таким трейдером был известнейший спекулянт Джесси Ливермор, который за несколько дней сумел заработать более 100 миллионов долларов. В сегодняшнем эквиваленте эта сумма превышает 2-3 миллиарда долларов.

Во-вторых, схлопывание пузыря и падение котировок устроили настоящую распродажу акций. В этот момент можно было купить за бесценок акции наиболее устойчивых и сильных компаний, которые сумели пережить масштабный кризис. Стоит ли говорить о том, что сумевший пережить подобный кризис бизнес, когда все конкуренты разорялись и уходили, станет безусловным лидером своей отрасли в период фазы роста? А, значит, и капитализация компании вырастет до небес.

Выходит, что кризисы и дефляция создают уникальные возможности для наиболее дальновидных трейдеров. Однако стоит быть аккуратным. Дефляция, следующая за кризисом, может растянуться на десятилетия. Таким примером может быть японский рынок, капитализация компаний которого рухнула в конце 90-х годов, а потом продолжительное время восстанавливалась. Большую роль в этом сыграла как раз дефляция.

Как правительства борются с дефляцией?

Конкретные методы борьбы с дефляционными процессами в разных странах и экономиках могут отличаться. Это зависит от фазы рынка, уровня развития экономики, конкретных причин дефляции и даже социально-культурных особенностей страны. Но примерные рецепты все же остаются универсальными:

  1. Снижение налоговой нагрузки и инвестиционной активности предприятий.
  2. Расширение трат государства в целях стимулирования спроса. Стоит ожидать, что государство будет активно инвестировать в развитие инфраструктуры, строительство дорог и мостов, школ и больниц.
  3. Работа над доступностью кредитов. Часто это проявляется в снижении ставки ЦБ. Но также может проявляться, например, к снижению требований регулятора к качеству заемщиков.