Вопросы, касающиеся материального обеспечения пенсионеров, в последние годы волнуют многих россиян. Сейчас государственные дотации гражданам, которые не в состоянии зарабатывать самостоятельно, не одинаковы. Но официально установлена минимальная пенсия, от которой производится дальнейшее начисление.
Рассмотрим, сколько составляет минимальная пенсия, кому она полагается, стоит ли надеяться на повышение и другие сопутствующие моменты.
Содержание
Виды пенсионного обеспечения
В системе российского пенсионного обеспечения отмечается наличие трех разновидностей пособий:
- государственных;
- негосударственных;
- обязательного пенсионного страхования.
Последнее образуется страховыми взносами предприятий и организаций за счет работников в российский Пенсионный фонд.
Страховые пособия могут быть связаны с:
- возрастом;
- инвалидностью;
- утерей кормильца.
В данной ситуации страховщиком является Пенсионный фонд.
Если говорить о накопительных выплатах, то подобная роль исполняется негосударственными фондами или управляющими компаниями. В данной ситуации выплаты формирует застрахованное лицо.
Те, кто по различным причинам не смог заработать страховое пособие, вправе претендовать на социальное, за счет финансирования, выделяемого государственным бюджетом.
Кто получает минимальную пенсию?
Само понятие «размер минимальной пенсии» отечественным законодательством не предусмотрен.
Но, согласно концепции, определяющей долгосрочное развитие России в социально-экономическом отношении и утвержденной правительственным постановлением №1662-р в ноябре 2008 года, минимальная пенсия в России определяется прожиточным минимумом в регионе, где проживает пенсионер, и не должна быть ниже данного показателя.
Учитывая изложенное, важно заметить, что минимальная пенсия в России в 2017 году может различаться в зависимости от региона.
Минимальная пенсия по старости в 2017 году назначается гражданам, с продолжительностью трудового стажа, недостаточной для начисления пособия в полном объеме.
В настоящее время, если общая продолжительность страхового стажа не превышает восьмилетний период, для материальной поддержки гражданам преклонного возраста устанавливаются социальные выплаты. Минимальная пенсия по старости социального характера может быть назначена, если соблюдаются следующие условия:
- выдерживаются установленные возрастные границы: для мужской половины населения – 65 лет (шестьдесят пять лет), для женской – 60 лет (шестьдесят);
- на время оказания данного вида помощи лицо не работает или не занимается другой деятельностью, приносящей доход.
Законодательство предусматривает более высокие возрастные границы для получателей выплат социального характера, по сравнению с обычным пособием по старости.
Эта помощь не особенно велика. Она была индексирована с начала апреля 2018 года, после чего размер составил 5180,24 рублей ежемесячно. Но если пенсионер в общей сложности получает сумму меньшую, чем региональный прожиточный минимум, ему положена компенсация в рамках местного бюджета до указанного размера.
Также если показатель прожиточного минимума в регионе меньше федерального, пенсионер имеет право претендовать на доплату из федерального бюджета.
Величина минимальной пенсии в 2018 году
Многих волнует вопрос, какой размер минимальной пенсии установлен на данный момент. Показатель минимальной пенсии в России в конце 2017 и в 2018 году составил, соответственно, 8504 рублей и 8726 рублей ежемесячно. Небольшое увеличение связано с проведенной индексацией с начала года.
Но если рассматривать данные показатели по отдельным регионам страны, можно заметить, что существенно выше установленная отметка в северных, восточных и других труднодоступных областях России.
Наиболее высокая минималка предусмотрена для пенсионеров Чукотского (девятнадцать тысяч) и Ненецкого (семнадцать тысяч девятьсот пятьдесят шесть) автономных округов. Это объясняется высокой ценой продуктов питания и соответственным уровнем прожиточного минимума.
Размеры минимальной пенсии по регионам России
Ниже вы можете посмотреть размеры минимальной пенсии по регионам России:
Наименование субъекта РФ | Минимальный размер пенсии по старости, руб. |
В целом по Российской Федерации | 8 726 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8 016 |
Брянская область | 8 441 |
Владимирская область | 8 452 |
Воронежская область | 8 620 |
Ивановская область | 8 460 |
Калужская область | 8 547 |
Костромская область | 8 549 |
Курская область | 8 600 |
Липецкая область | 8 620 |
Орловская область | 8 550 |
Рязанская область | 8 493 |
Смоленская область | 8 674 |
Тамбовская область | 7 489 |
Тверская область | 8 726 |
Тульская область | 8 622 |
Ярославская область | 8 163 |
Москва | 11 816 |
Московская область | 9 527 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 8 726 |
Республика Коми | 10 192 |
Архангельская область | 10 258 |
Ненецкий АО | 17 956 |
Вологодская область | 8 726 |
Калининградская область | 8 726 |
г. Санкт-Петербург | 8 726 |
Ленинградская область | 8 726 |
Мурманская область | 12 523 |
Новгородская область | 8 726 |
Псковская область | 8 726 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 8 680 |
Республика Ингушетия | 8 726 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8 726 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 618 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8 064 |
Чеченская Республика | 8 719 |
Ставропольский край | 8 135 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 8 138 |
Республика Калмыкия | 7 755 |
Краснодарский край | 8 537 |
Астраханская область | 7 961 |
Волгоградская область | 8 535 |
Ростовская область | 8 488 |
Республика Крым | 8 530 |
г. Севастополь | 8 722 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 8 320 |
Республика Марий Эл | 8 036 |
Республика Мордовия | 8 194 |
Республика Татарстан | 8 232 |
Удмуртская Республика | 8 502 |
Чувашская Республика | 7 953 |
Кировская область | 8 474 |
Нижегородская область | 8 100 |
Оренбургская область | 8 059 |
Пензенская область | 7 861 |
Пермский край | 8 503 |
Самарская область | 8 413 |
Саратовская область | 7 990 |
Ульяновская область | 8 474 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 8 630 |
Свердловская область | 8 726 |
Тюменская область | 8 726 |
Челябинская область | 8 586 |
Ханты-Мансийский АО-Югра | 11 708 |
Ямало-Ненецкий АО | 13 425 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 8 594 |
Республика Бурятия | 8 726 |
Республика Тыва | 8 726 |
Республика Хакасия | 8 543 |
Алтайский край | 8 543 |
Красноярский край | 8 726 |
Иркутская область | 8 723 |
Кемеровская область | 8 347 |
Новосибирская область | 8 725 |
Омская область | 8 480 |
Томская область | 8 561 |
Забайкальский край | 8 726 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 13 951 |
Приморский край | 9 151 |
Хабаровский край | 10 895 |
Амурская область | 8 726 |
Камчатский край | 16 543 |
Магаданская область | 15 460 |
Сахалинская область | 12 333 |
Еврейская АО | 9 013 |
Чукотский АО | 19 000 |
г.Байконур | 8 726 |
Когда ждать повышения пенсии
Многих интересует, предусматривается ли в дальнейшем повышение данных выплат. Как уже отмечалось, минимальная пенсия в 2017 году была немного меньше, чем в настоящее время, в связи с проведенной индексацией. Но стоит ли ожидать существенных перемен в будущем, ведь указанной суммы явно недостаточно для поддержания необходимой планки жизнеобеспечения – немного о предстоящих планах в пенсионном законодательстве.
Такое увеличение, по большей части, связано с проведением индексаций в целях компенсации инфляционных процессов. Других повышений в отношении указанных выплат ожидать не стоит.
По прогнозам экономистов, размер инфляции в текущем году не превысит планку в четыре с половиной процента. Поэтому на 2018-й и следующий годы установлен фиксированный показатель для индексации, равный 4% (четырем процентам).
В 2018 году индексация проходит в три этапа, чтобы компенсировать инфляционное возрастание цен на основные продукты и товары. Индексация отличается следующими особенностями:
- пенсионерам, продолжающим трудиться, не стоит рассчитывать на повышение, но с летних месяцев будут пересчитаны баллы, что гарантирует существенное увеличение в дальнейшем;
- нетрудоспособным гражданам, получающим пенсионное пособие, оно увеличено на 3,7% процента с начала года;
- лицам с инвалидностью индексация проводилась весной, но размер начислений возрос немного больше – до 4,1% процента;
- для военных пенсионеров размер индексации составил четыре процента.
Индексация пенсионных пособий для лиц, продолжающих трудовую деятельность, в текущем году не предусмотрена.
Такая прибавка не гарантирует серьезного облегчения для пенсионеров, но это позволит компенсировать влияние на покупательскую способность инфляционных процессов.
Реформы на пенсионном фронте назрели давно, и их не избежать. Без этого государство не сможет обеспечить пожилых людей материально. Но многих не устраивает существующая уравниловка, по причине которой у некоторых пенсионеров, всю жизнь проработавших в тяжелых условиях на вредном производстве, в связи с невысокими заработками, начислено пенсионное пособие немногим больше минимальных выплат.
Проводимые реформы должны учитывать необходимость назначения достойных пособий таким людям, в качестве частичной компенсации за многолетний тяжелый труд.
Один из возможных выходов в такой ситуации, связанный и с неблагоприятной демографической обстановкой по причине значительного возрастания процента граждан преклонных лет, – повышение установленного возрастного ценза назначения пенсионного пособия. Эта непопулярная мера, по мнению правительства, – единственный способ существенно повлиять на размер пособия. Программа рассчитана на поэтапное выполнение в течение нескольких лет.
Заключение
Как видно из представленного материала, государство заботится о гражданах, не успевших заработать трудовой стаж, начисляя социальные пособия. Но размер подобных минимальных выплат не позволяет обеспечить надлежащий материальный уровень пожилых людей, поэтому следует заблаговременно побеспокоиться о заработанном трудовом стаже для начисления пенсионных пособий в приличном размере.