Процесс сокращения рабочих мест четко регламентирован трудовым законодательством. Согласно ему, каждый сотрудник должен подписать уведомление о сокращении.
Но бывают ситуации, когда человек отказывается это делать. О том, как правильно оформить документы, если работник отказывается подписывать уведомление о сокращении, будет рассказано ниже.
Порядок сокращения
Согласно ТК (Трудового Кодекса) РФ определен следующий порядок сокращения работающих лиц.
- Первое, что нужно сделать работодателю, это издать обоснованный приказ, в котором указать, что у него будут происходить сокращения, а также мотивировать свое решение (например, оптимизация производства).
- Подготовить список граждан, должности которых (рабочие места) будут сокращены, и дать распоряжение бухгалтерии о подготовке средств, необходимых для выплат (вся существующая задолженность, выходное пособие в сумме двух средних зарплат).
- Уведомить всех сокращаемых лиц о том, что через два месяца с ними будут расторгнуты трудовые соглашения (они прекратят работу на данном предприятии), а также предложить им другие вакантные места.
- По прошествии двух месяцев, если граждане не согласились с вакантными местами, уволить их и выдать им трудовые книжки, а также сделать все положенные выплаты.
Больше всего вопросов в данном алгоритме возникает с уведомлением о сокращении. Его форма не утверждена законодательством, поэтому каждый работодатель имеет полное право разработать этот документ самостоятельно.
Плюс ко всему, в уведомлении должен расписаться сокращаемый гражданин.
Что делать, если человек не подписывает уведомление
Мы уже разобрались в том, что любой увольняемый человек имеет право, а не обязанность подписывать уведомление.
Поэтому если работник не подписывает этот документ, работодателю не стоит паниковать, а просто необходимо юридически грамотно оформить отказ.
Сделать это нужно по следующему алгоритму:
- Для начала необходимо выяснить мотив сотрудника. Бывают различные ситуации, при которых человек не хочет это делать. Поэтому не нужно конфликтовать, а лучше отобрать подробное объяснение от него, в котором расписать мотив. Он может оказаться обоснованным, и работодатель поймет, что его действия будут неправомерными.
- В случае если не желает человек давать какие-либо письменные пояснения, работодатель не может принуждать его к этим действиям. Он должен выждать два рабочих дня, после чего снова пригласить работника и предложить ему поставить свою подпись.
- Если снова произошел отказ, тогда работодатель обязан пригласить двух сотрудников, которые своими подписями зафиксируют факт отказа конкретного лица от подписи в уведомлении. Для фиксации этого действия в уведомлении необходимо написать «работник Ф.И.О. отказался от подписи в документе о сокращении от такого-то числа». Под этой фразой указываются должности, Ф.И.О. свидетелей, и они ставят свои подписи и дату.
Поэтому ответ на вопрос: можно ли не подписывать уведомления о сокращениях, однозначен – можно, но это не будет основанием для оставления человека на работе.
Он составляется сотрудником, который проводил процедуру ознакомления с предстоящим увольнением. В акте указываются также приглашенные свидетели, и пишется краткий мотив отказа в подписи сокращаемого. Если причины последним не названы, пишется фраза «пояснить причины отказа подписи в уведомлении работник Ф.И.О. отказался».
Выполнив данный алгоритм, собственник предприятия или уполномоченный им орган все сделает по закону, и никаких претензий к нему не будет.
Вывод
Работодатели должны знать, что работникам можно и не подписывать бумаги об их предстоящем сокращении. В таком случае этот факт нужно зафиксировать с помощью двух свидетелей, сделав пометку в предупреждении, или оформить это путем составления специального акта отказа.