Пенсиолог

Особенности приема и оформления на работу инвалида

Не хочу читать! Нужна консультация

Инвалидность для человека не должна быть приговором. Да, это серьезные проблемы со здоровьем, но, по закону, только по принципу инвалидности работодатель не имеет право отказать соискателю в приеме на работу. Правда, некоторые работодатели не знают, как оформить прием на работу инвалида.

Особенности приема на работу инвалида

Есть несколько основных моментов, которые являются особенностями приема на работу лиц с инвалидностью. Прежде всего, инвалид должен предъявить соответствующую справку,  во всяком случае, если он хочет устроиться в статусе инвалида. Это документ по форме № 1503004.

Такую справку будущий сотрудник может получить в специальном Бюро, которое проводит медико-социальные экспертизы. В справке указано, какая группа инвалидности, и какие ограничения по здоровью существуют у данного гражданина.

Вместе со справкой инвалиду выдают индивидуальную программу реабилитации. В данном документе будет прописано, какие условия работы подходят, а какие нет, для инвалида. Индивидуальная программа реабилитации содержит следующую информацию:

  1. Паспортные данные гражданина и причину его инвалидности.
  2. Программу профессиональной реабилитации.
  3. Данные о социальной реабилитации.
  4. Часть по медицинскому восстановлению.

На основании этой справки будущий работодатель сможет создать инвалиду комфортные и безопасные условия для труда.

Рабочее место сотрудника с ограниченными возможностями должно соответствовать тем условиям, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации. Позаботиться об этом – обязанность работодателя.

Важно! Инвалид не обязан предоставлять справки и программу реабилитации, но в таком случае, он не сможет рассчитывать на положенные трудовые льготы от работодателя.

При приеме на работу инвалида 2 группы, 1 группы и инвалидов с детства необходимо учитывать, что, вне зависимости от зарплаты, ему полагается налоговый вычет в размере 500 рублей.

Условия трудового договора

Условия трудового договора разделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовые функции с квалификацией, должностью, указанием конкретных обязанностей и выполняемых функций.
  3. Дата, когда работник должен приступить к свои обязанностям, а в случае заключения срочного договора — срок его действия.
  4. Оплата труда. В этой графе должна быть указана сумма, согласно штатному расписанию, а также дата, до которой происходит выплата.
  5. Режим рабочего дня и отдыха. Этот пункт в условиях договора является обязательным, поскольку данный режим у инвалида отличается от общепринятого. Работнику с инвалидностью положена 5-часовая рабочая неделя. Это 6-7 часов работы в день, в зависимости от количества рабочих дней.

Работникам с инвалидностью предоставляется отпуск в размере 30 календарных дней ежегодно. При этом инвалиду разрешено взять отпуск за свой счет не больше, чем на 60 дней в году.

Важно! Для инвалидов 3 группы рабочее время не отличается от здоровых людей, они по-прежнему работают 40 часов в неделю. Также человека с инвалидностью нельзя брать на ночную работу и сверхурочную, если он не дал на то своего письменного согласия.

Какие документы необходимо предоставить инвалиду  при устройстве на работу

Основной пакет документов для подписания трудового договора у необычных соискателей ничем не отличается от стандартных сотрудников. Это должны быть:

  1. Паспорт или документ, удостоверяющий личность.
  2. Документ об образовании.
  3. Трудовая книжка, за исключением тех случаев, когда договор подписывается по совместительству.
  4. Страховое свидетельство.
  5. Для военнообязанных — военный билет.

А дополнительными документами будут являться справка медико-социальной экспертизы, а также индивидуальная программа реабилитации, если таковая имеется на руках.

Процедура оформления

Если работодатель собирается заключать трудовой договор с инвалидом, первое, что он должен сделать, — узнать, не противопоказана ли данная должность соискателю по состоянию здоровья. А вот просто так отказать работодатель не имеет права. В случае, если инвалид пожалуется в соответствующие инстанции, на организацию будет наложен крупный штраф.

  1. Первым этапом в оформлении трудового договора становится написание  соискателем заявления с просьбой взять его на свободную вакансию, на определенную должность.
  2. Затем составляется трудовой договор с указанием обязательных условий. После этого работодатель должен напечатать соответствующий приказ, в котором будут прописаны данные нового сотрудника и то, и на какую должность, и с каким окладом он взят на работу. Сотрудника также ознакомят с приказом под роспись. Также под роспись нового работника знакомят со всеми нормативно-правовыми актами и локальными документами организации, в которых описан режим и правила внутреннего распорядка.
  3. Следующий этап в оформлении — сотрудники отдела кадров заводят на работника карточку формата Т 2 и личное дело. После этого в трудовой книжке делается запись, в которой указывается, когда, по какой статье и на какую должность человек был принят.

Если трудовой договор с человеком заключается первый раз, то трудовую книжку необходимо завести.

На какие льготы может рассчитывать работодатель при приеме на работу инвалида

Наше государство заинтересовано в том, чтобы инвалиды могли свободно трудоустроиться при желании. Это гарантирует их социальную  адаптацию в обществе. Поэтому для работодателей, которые трудоустраивают у себя в организации людей с ограниченными возможностями, предусмотрены льготы.

Самая важная льгота заключается в понижении тарифов по уплате взносов в Пенсионный фонд. Также практикуется уменьшение налогов, правда, в небольшом размере. Льготы предусмотрены при расчете имущественного налога, налога на прибыль и земельного. Это далеко не все льготы работодателя при приеме на работу инвалидов.

Конечно, по размеру они не столь велики, как хотелось бы. Но все же мотивация существует, поэтому работодатели заинтересованы в привлечении таких граждан в свои компании.

Отдельно стоит сказать о квотах для приема на работу инвалидов. Для крупных предприятий, на которых трудятся больше 100 человек,   предоставляются квоты на 2-4 % инвалидов. Это является гарантией для работодателей. При этом, если необходимо взять на должность человека с плохим состоянием  здоровья, можно обратиться в специальное общество с просьбой направить такого человека для трудоустройства.

Количество квотированных мест определяется местными властями.  Работодатель должен знать, что отчет о состоянии квотированных мест должен предоставляться ежемесячно. Квота для приема на работу устанавливается для того, чтобы мотивировать компании в приеме на работу людей с ограниченными возможностями. Это позволит особенным людям почувствовать себя нужными и не даст зацикливаться на состоянии здоровья и проблемах личного характера.

Выплата заработной платы

Любая заработная плата выплачивается согласно нормативным актам компании, но для некоторых случаев есть особенности её выплаты:

  1. Инвалидам I и II группы и инвалидам с детства предоставляется ежемесячный налоговый вычет. Размер не зависит от зарплаты сотрудника и составляет 500 руб в месяц.
  2. Отдельные категории инвалидов (их перечень приведен в подпункте 1 п. 1 ст. 218 НК РФ), имеют право получать вычет в размере 3 тысяч рублей в месяц.
  3. Пониженные тарифы при выплате страховых взносов.

Для инвалидов I и II группы полная рабочая неделя составляет 35 часов в неделю.

Перейдем к расчету заработной платы в случае когда сотрудник работает неполную рабочую неделю.

Пример

Сидоров А.И. имеет инвалидность. Он работает 25 часов в неделю. Ставка 20 000 рублей.

Зарплата для Сидорова А.И. будет считаться пропорционально, т.к. 100% — это 35 часов в неделю (в данном случае из-за инвалидности рабочая неделя не 40 часов, как для остальных категорий работников):

25 часов x 100% / 35 часов = 71.4%

В итоге: работник будет получать 71.4% от полной ставки = 14 280 рублей.

Причины отказа в приеме на работу

По трудовому законодательству, инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу. Если должностное лицо не способно мотивировать свой отказ в приеме на работу инвалида, то его могут привлечь к административной ответственности со штрафом в 10 тысяч рублей.

Даже разъездной характер труда не может быть причиной, по которой  отказывают в трудоустройстве человеку с ограниченными возможностями. Единственной причиной, по которой  работодатель может оказать в приеме  соискателя на данную должность, — несоответствие требованиям, которые касаются опыта работы, квалификации, специальных знаний или достаточного образования.

Все руководители должны помнить, что ни религия, ни национальность не могут стать причиной отказа в приеме на работу.

Заключение

Инвалидность для человека не должна становиться приговором. Если индивидуум считает, что он может быть полезен обществу, и для этого обладает достаточным образованием, знаниями, опытом и квалификацией, то его состояние здоровья не может быть причиной отказа в приеме на работу.

При этом работодателю полагаются льготы, а все, что от него требуется, — создать необычному работнику комфортные условия труда, согласно его индивидуальной программе реабилитации.

Местные органы власти должны поддерживать работодателей и компании, которые участвуют в устройстве людей с ограниченными возможностям, и мотивировать их при помощи квотирования. Так инвалидам будет проще адаптироваться в обществе.

Не нашли ответа? Бесплатная консультация
Пенсиолог
Топ-5 статей сайта