Статьи |

Особенности приема и оформления на работу инвалида

Обновлено 14 декабря 2020 в 16:30 (редакция)

Рассмотрим особенности приема и оформления на работу инвалида, приводим образец типового договора, льготы для работодателя.

Скачать необходимые документы

Прием на работу

Есть несколько основных моментов, которые являются особенностями приема на работу лиц с инвалидностью. Прежде всего, инвалид должен предъявить соответствующую справку,  во всяком случае, если он хочет устроиться в статусе инвалида. Это документ по форме № 1503004.

Такую справку будущий сотрудник может получить в специальном Бюро, которое проводит медико-социальные экспертизы. В справке указано, какая группа инвалидности, и какие ограничения по здоровью существуют у данного гражданина.

Вместе со справкой инвалиду выдают индивидуальную программу реабилитации. В данном документе будет прописано, какие условия работы подходят, а какие нет, для инвалида. Индивидуальная программа реабилитации содержит следующую информацию:

  1. Паспортные данные гражданина и причину его инвалидности.
  2. Программу профессиональной реабилитации.
  3. Данные о социальной реабилитации.
  4. Часть по медицинскому восстановлению.

На основании этой справки будущий работодатель сможет создать инвалиду комфортные и безопасные условия для труда.

Рабочее место сотрудника с ограниченными возможностями должно соответствовать тем условиям, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации. Позаботиться об этом – обязанность работодателя.

Важно! Инвалид не обязан предоставлять справки и программу реабилитации, но в таком случае, он не сможет рассчитывать на положенные трудовые льготы от работодателя.

При приеме на работу инвалида 2 группы, 1 группы и инвалидов с детства необходимо учитывать, что, вне зависимости от зарплаты, ему полагается налоговый вычет в размере 500 рублей.

Условия трудового договора

Условия трудового договора разделяются на обязательные и дополнительные. К обязательным относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовые функции с квалификацией, должностью, указанием конкретных обязанностей и выполняемых функций.
  3. Дата, когда работник должен приступить к свои обязанностям, а в случае заключения срочного договора — срок его действия.
  4. Оплата труда. В этой графе должна быть указана сумма, согласно штатному расписанию, а также дата, до которой происходит выплата.
  5. Режим рабочего дня и отдыха. Этот пункт в условиях договора является обязательным, поскольку данный режим у инвалида отличается от общепринятого. Работнику с инвалидностью положена 5-часовая рабочая неделя. Это 6-7 часов работы в день, в зависимости от количества рабочих дней.

Работникам с инвалидностью предоставляется отпуск в размере 30 календарных дней ежегодно. При этом инвалиду разрешено взять отпуск за свой счет не больше, чем на 60 дней в году.

Важно! Для инвалидов 3 группы рабочее время не отличается от здоровых людей, они по-прежнему работают 40 часов в неделю. Также человека с инвалидностью нельзя брать на ночную работу и сверхурочную, если он не дал на то своего письменного согласия.

Какие документы необходимо предоставить инвалиду  при устройстве на работу

Основной пакет документов для подписания трудового договора у необычных соискателей ничем не отличается от стандартных сотрудников. Это должны быть:

  1. Паспорт или документ, удостоверяющий личность.
  2. Документ об образовании.
  3. Трудовая книжка, за исключением тех случаев, когда договор подписывается по совместительству.
  4. Страховое свидетельство.
  5. Для военнообязанных — военный билет.

А дополнительными документами будут являться справка медико-социальной экспертизы, а также индивидуальная программа реабилитации, если таковая имеется на руках.

Процедура оформления

Если работодатель собирается заключать трудовой договор с инвалидом, первое, что он должен сделать, — узнать, не противопоказана ли данная должность соискателю по состоянию здоровья. А вот просто так отказать работодатель не имеет права. В случае, если инвалид пожалуется в соответствующие инстанции, на организацию будет наложен крупный штраф.

  1. Первым этапом в оформлении трудового договора становится написание  соискателем заявления с просьбой взять его на свободную вакансию, на определенную должность.
  2. Затем составляется трудовой договор с указанием обязательных условий. После этого работодатель должен напечатать соответствующий приказ, в котором будут прописаны данные нового сотрудника и то, и на какую должность, и с каким окладом он взят на работу. Сотрудника также ознакомят с приказом под роспись. Также под роспись нового работника знакомят со всеми нормативно-правовыми актами и локальными документами организации, в которых описан режим и правила внутреннего распорядка.
  3. Следующий этап в оформлении — сотрудники отдела кадров заводят на работника карточку формата Т 2 и личное дело. После этого в трудовой книжке делается запись, в которой указывается, когда, по какой статье и на какую должность человек был принят.

Если трудовой договор с человеком заключается первый раз, то трудовую книжку необходимо завести.

Льготы для работодателя

Наше государство заинтересовано в том, чтобы инвалиды могли свободно трудоустроиться при желании. Это гарантирует их социальную  адаптацию в обществе. Поэтому для работодателей, которые трудоустраивают у себя в организации людей с ограниченными возможностями, предусмотрены льготы.

Самая важная льгота заключается в понижении тарифов по уплате взносов в Пенсионный фонд. Также практикуется уменьшение налогов, правда, в небольшом размере. Льготы предусмотрены при расчете имущественного налога, налога на прибыль и земельного. Это далеко не все льготы работодателя при приеме на работу инвалидов.

Конечно, по размеру они не столь велики, как хотелось бы. Но все же мотивация существует, поэтому работодатели заинтересованы в привлечении таких граждан в свои компании.

Отдельно стоит сказать о квотах для приема на работу инвалидов. Для крупных предприятий, на которых трудятся больше 100 человек,   предоставляются квоты на 2-4 % инвалидов. Это является гарантией для работодателей. При этом, если необходимо взять на должность человека с плохим состоянием  здоровья, можно обратиться в специальное общество с просьбой направить такого человека для трудоустройства.

Количество квотированных мест определяется местными властями.  Работодатель должен знать, что отчет о состоянии квотированных мест должен предоставляться ежемесячно. Квота для приема на работу устанавливается для того, чтобы мотивировать компании в приеме на работу людей с ограниченными возможностями. Это позволит особенным людям почувствовать себя нужными и не даст зацикливаться на состоянии здоровья и проблемах личного характера.

Выплата заработной платы

Любая заработная плата выплачивается согласно нормативным актам компании, но для некоторых случаев есть особенности её выплаты:

  1. Инвалидам I и II группы и инвалидам с детства предоставляется ежемесячный налоговый вычет. Размер не зависит от зарплаты сотрудника и составляет 500 руб в месяц.
  2. Отдельные категории инвалидов (их перечень приведен в подпункте 1 п. 1 ст. 218 НК РФ), имеют право получать вычет в размере 3 тысяч рублей в месяц.
  3. Пониженные тарифы при выплате страховых взносов.

Для инвалидов I и II группы полная рабочая неделя составляет 35 часов в неделю.

Перейдем к расчету заработной платы в случае когда сотрудник работает неполную рабочую неделю.

Пример

Сидоров А.И. имеет инвалидность. Он работает 25 часов в неделю. Ставка 20 000 рублей.

Зарплата для Сидорова А.И. будет считаться пропорционально, т.к. 100% — это 35 часов в неделю (в данном случае из-за инвалидности рабочая неделя не 40 часов, как для остальных категорий работников):

25 часов x 100% / 35 часов = 71.4%

В итоге: работник будет получать 71.4% от полной ставки = 14 280 рублей.

Причины отказа в приеме на работу

По трудовому законодательству, инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу. Если должностное лицо не способно мотивировать свой отказ в приеме на работу инвалида, то его могут привлечь к административной ответственности со штрафом в 10 тысяч рублей.

Даже разъездной характер труда не может быть причиной, по которой  отказывают в трудоустройстве человеку с ограниченными возможностями. Единственной причиной, по которой  работодатель может оказать в приеме  соискателя на данную должность, — несоответствие требованиям, которые касаются опыта работы, квалификации, специальных знаний или достаточного образования.

Важно! Все руководители должны помнить, что ни религия, ни национальность не могут стать причиной отказа в приеме на работу.

Заключение

Инвалидность для человека не должна становиться приговором. Если индивидуум считает, что он может быть полезен обществу, и для этого обладает достаточным образованием, знаниями, опытом и квалификацией, то его состояние здоровья не может быть причиной отказа в приеме на работу.

При этом работодателю полагаются льготы, а все, что от него требуется, — создать необычному работнику комфортные условия труда, согласно его индивидуальной программе реабилитации.

Местные органы власти должны поддерживать работодателей и компании, которые участвуют в устройстве людей с ограниченными возможностям, и мотивировать их при помощи квотирования. Так инвалидам будет проще адаптироваться в обществе.